Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Мечты сбываются. Остап Бендер

Театр оперетты предложил железногорцам прекрасное средство от весенней хандры. Премьера мюзикла И.Зубкова «12 стульев», которая состоялась 28 марта, похоже, никого не оставила равнодушным: даже самые консервативные зрители аплодировали стоя.

Пожалуй, главное достоинство спектакля состоит в том, что он достоверно воссоздает эпоху 20-х годов прошлого века. Это было сложное и прекрасное время, когда советские люди с воодушевлением строили светлое будущее и умели мечтать. В моде агитационный плакат, а художники еще вольны творить в кубистической манере.

В художественном оформлении спектакля (художник Наталья Миронова) использованы плакаты в духе «Окон РОСТа», а основным элементом декорации является огромный перевернутый стул. Он здесь не только объект охоты для искателей бриллиантов, но и символ ушедшего времени. Кроме того, перемещаясь по ходу действия, этот стул выполняет различные функции. В одной из сцен он напоминает корабль, на котором Остап Бендер плывет в воображении к своей мечте.

Спектакль смотрится на одном дыхании. Чрезвычайно динамичным его делает поистине безграничная фантазия постановщика (режиссер Антон Лободаев), который придумал интересные задачи не только для актеров, но и для каждого участника массовки. Энергии мюзиклу существенно добавил оркестр под управлением Андрея Пузанова. В спектакле множество ярких массовых сцен, которые с воодушевлением исполнили артисты хора. Трудно сосчитать, сколько костюмов успели они сменить, чтобы изобразить различных представителей советского общества: мещанок на свадьбе Бендера, старушек в богадельне, обитателей общежития. К сожалению, пение хора, снабженного подвесными микрофонами, прорезалось только к середине первого действия. Видимо, звукооператор счел необязательным звучание массовки в первых номерах.

Еще одна характерная черта того времени – богоборчество – интересно проиллюстрирована на примере расстриги отца Федора (его роль исполнил заслуженный артист РФ Николай Алексеев). Арию героя сопровождает аллегорическая фигура в монашеской одежде. Под конец номера монашка сбрасывает рясу и, оставшись в пионерском костюме, покидает сцену строевым шагом. Так в 20-е годы на смену одной идеологии пришла другая.

Помимо динамичных комедийных сцен в этом мюзикле есть и проникновенные лирические арии. Например, брошенная жена Остапа Бендера мадам Грицацуева (Алена Иванцова, в другом составе – Елена Перепелкина) предельно искренне поведала зрителям о своих чувствах, увы, хорошо знакомых многим женщинам. Когда она оплакивала пропажу ситечка для чая, смеяться над ее горем получалось только сквозь слезы.

Настоящим героем своего времени стал авантюрист-романтик Остап Бендер. Со своей бешеной креативностью он бы, наверное, добился успеха и в наши дни. Здоровая конкуренция между исполнителями главной роли с первых репетиций помогала в освоении музыкального материала. Например, вдохновила артистов выучить танго на экзотическом румынском языке. Можно отметить, что каждый герой хорош по-своему: Иван Слуцкий подкупал внешним сходством с Андреем Мироновым и чарующим голосом, а Сергей Китаев – живой и непосредственной актерской игрой.

Виктор Бояринов, не так давно выступавший на концертах в образе Остапа Бендера, не без сожаления уступил дорогу молодым, обогатив свою актерскую копилку ролью Кисы Воробьянинова. Этот персонаж, жалкий промотавшийся старик, в финале поднимается до философского осмысления своей судьбы и своего отношения к Родине. Может быть, это нравственное преображение героя стало причиной того, что бритву над горлом Остапа заносит все-таки не Киса, а призрак умершей тещи. В образе экстравагантной Эллочки выступила Наталья Василенко. Жаль, но это была ее последняя встреча с железногорским зрителем. Эта неординарная актриса с прекрасным голосом, запомнившаяся по роли Булотты в спектакле «Синяя борода», просидев весь сезон практически без работы, заскучала и решила вернуться в Омск.

Из-за дефицита артистов некоторым участникам спектакля выпало играть сразу две роли, а также поддерживать массовку. Так, Николай Алексеев исполнил роли отца Федора и монтера Мечникова, Борис Тимофеев – дворника Тихона и капитана корабля, Максим Бутыч – гробовщика Безенчука и аукциониста. Роман Ридзель изобразил завхоза в богадельне, а инженер Щукин в его исполнении, одетый лишь в мыльную пену, вызвал восторг у зрительниц. Настоящий хит этого спектакля – номер «Ход конем» с участием главных героев и артистов балета, исполнивших зажигательную чечетку. Отметим, что балет органично дополнили три очаровательные танцовщицы, победившие в кастинге на участие в спектакле.

Оказалось, что Остап Бендер мимоходом вдохновил на смелые поступки всех, кого встречал во время охоты за стульями. Наивные шахматисты из Васюков не только организовали невероятный турнир, но и известили о не менее невероятном открытии в их городке аэропорта. Жизнеутверждающий гимн воскресшего Остапа «А жизни суть – ее движение вперед» в финале мюзикла (Сергей Китаев в этой сцене смачно грыз яблоко) сплотил не только всех участников спектакля, наперебой сожалевших о внезапной смерти полюбившегося героя, но и зрителей в зале. Спектакль напомнил нам о том, что светлая мечта – это сила, которая ведет человека вперед. И сто лет назад, и сегодня.

Татьяна Слуцкая
Газета «Город и горожане»